"Под парусом знаний плывет наш корабль" Б. Дуров
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.СУБХАНКУЛОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Педагогический совет в рамках проведения конкурса «Учитель года – 2018» «Интеграция основного и дополнительного образования: возможности и риски» Бакиева Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы 2018 г. которая заявлена для обсуждения на пед совете звучит следующим образом «Интеграция основного и дополнительного образования: возможности и риски». Хотелось бы напомнить, что под словом «интеграция» мы подразумеваем взаимодействие, взаимосвязь процесса основного и дополнительного образования как целостной системы. СЛАЙД №1 "У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка" Эти слова Василия Александровича Сухомлинского очень точно раскрывают суть нашей темы. Если в поисковую систему Яндекс ввести запрос «Интеграция основного и дополнительного образования: возможности и риски», СЛАЙД №2 то будет найдено более 139 миллионов результатов, что свидетельствует о том, что данная тема актуальна. СЛАЙД №3 Начнем с истории. О двух началах образования начали задумываться очень давно. «Юности честное зерцало» - русский литературный памятник начала 18 века, подготовленный по указанию Петра I. Издание представляет из себя две отдельные части. В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно считать одним из первых пособий по учению. Можно сказать, что это современный образ Федерального государственного образовательного стандарта. Вторая часть — это правила поведения для молодых отроков и девушек дворянского сословия. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Это прообраз дополнительного образования, которому, кстати, в этом году исполняется 100 лет. Замечу, что в то время понятие «основное» и «дополнительное», а соответственно, и главенствующее начало не устанавливалось. Большинство из присутствующих в зале, я думаю, без труда вспомнят замечательное стихотворение Агнии Барто: СЛАЙД №4 А болтать-то мне когда? СЛАЙД №5 А как дела обстоят сегодня? В ходе нашего педагогического совета, я думаю, нам удастся найти ответы на поставленные вопросы и выявить те проблемы, которые сейчас действительно существуют в сфере интеграции основного и дополнительного образования. Убеждена, что конкурсанты накануне испытания, безусловно, ознакомились с темой. Каждый из них имеет свою собственную позицию, которая может не совпадать с позицией собеседника. Но мы готовы выслушать любое предложение. Регламент выступления по каждому вопросу не более двух минут для каждого участника. Напомню, что формат педагогического совета предполагает вынесение проекта решения. И обращаю ваше внимание на то, что проект этих решений должен быть на уровне образовательной организации, поскольку формат данного мероприятия это предполагает. Итак, начнем. Ув. коллеги, сейчас система образования очень открыта, и сайты образовательных организаций позволяют нам познакомиться с жизнью школы. В разделе «Документы» на сайте любой образовательной организации размещена лицензия на осуществление образовательной деятельности и приложение к ней. Я проанализировала эти документы у школ нашего района и отметила, что более 50 % имеют строки: начальное, основное, среднее и дополнительное образование. Таким образом, мы делаем вывод о том, что современные образовательные организации имеют право оказывать услуги в сфере как основного, так и дополнительного образования детей и взрослых. Юридически это существует. В связи с этим у меня первый вопрос: СЛАЙД №6 -Является ли современная российская школа образовательным центром, обеспечивающим полноценную реализацию программ основного и дополнительного образования? (участники отвечают) Спасибо! У одного из конкурсантов была высказана мысль о внеурочной деятельности. Хочется уточнить: в чем разница между дополнительным образование и внеурочной деятельностью? (участники отвечают) Мы поговорили в большей степени сейчас о юридической стороне. Но здесь присутствуют учителя лучшие из своих школ. Поэтому следующий вопрос у меня связан непосредственно с нашей работой учителя. Учителя – предметника, как правило, готовят педагогический институт или классический университет. В системе среднего профессионального образования существует специальность – педагогика дополнительного образования. В некоторых вузах существует профиль бакалавриат с педагогическим образованием как дополнительное образование в области, например, эстрадно-джазового искусства. СЛАЙД №7 -Скажите, какая роль отводится учителю-предметнику в процессе интеграции основного и дополнительного образования? (участники отвечают) Спасибо, коллеги. Вы предоставили широкий спектр ответов, но все-таки хотелось бы уточнить. Олимпиада – это основное или дополнительное образование? (участники отвечают) В нашей теме пед совета заявлены не только возможности, которые могут и предоставляет интеграция основного и дополнительного образования, но и те риски, которые могут при этом возникнуть. И следующий вопрос, который бы хотелось поставить на обсуждение, звучит так: СЛАЙД №8 -Какие возможности предоставляет интеграция основного и дополнительного образования? Спрогнозируйте возможные риски. (участники отвечают) Спасибо. На правах ведущей мне хотелось бы отметить тот приоритетный проект, который существует в системе образования РФ – это доступное дополнительное образование для детей. В концепции дополнительного образования четко сказано, что доп образование будет активно развиваться в направлении научном, техническом. В нашей республике в октябре 2017 года начал работу детский технопарк «Кванториум». Он разместился сразу на трёх площадках: две из них – в Уфе и одна – в Благовещенске. Давайте представим себе следующую ситуацию: большинство детей учатся в первую смену. СЛАЙД №9 -Каким образом можно решить вопрос с небольшим количеством ресурсных центров в районах республики, чтобы дети могли заниматься доп образованием во второй половине дня? (участники отвечают) Возможно, существует эта проблема, а возможно ее и нет – это установление преемственности между программами общего и дополнительного образования. Как вы думаете? (участники отвечают) Спасибо. Я не случайно именно о преемственности говорила, потому что есть примеры образовательных организаций, где, например, заказ основного образования в плане порядка последовательности изучения предметных материалов даёт именно дополнительное образование. Вы с этим согласны? (участники отвечают) Спасибо. У меня нет сегодня права давать оценочные суждения. Моя задача только задавать вопросы, выслушивать, но я думаю, что члены жюри оценят все ваши предложения по данным вопросам. коллеги, три основных вопроса сейчас перед вами. СЛАЙД №10 Педагогический совет, как я уже говорила, подразумевает проект конкретных решений. Что же нам нужно сделать на уровне образовательных организаций для того, чтобы решить эти вопросы? Несколько секунд вам на обдумывание. Если кто-то из вас готов перейти к проекту решения, то пожалуйста. (участники отвечают) Спасибо за ваши проекты решений. Я надеюсь, что всё то, что озвучили, вы принесете в свои образовательные организации. Но мне бы хотелось обратиться к тому закону, в рамках которого мы работаем, это 273 федеральный закон. Нам всем хорошо известен его понятийный аппарат. Без труда мы можем определить, что такое основное образование, что такое дополнительное образование. К сожалению, эти два термина автоматически устанавливают некую иерархию и определяют главенствующее в образовании. Возможно, что данная классификация удобна для взрослых людей… А как воспринимает систему образования ребенок? Для него, наверное, важно не учреждение, а люди, общение с которыми и составляет его жизнь. Для ребенка нет основного образования, нет дополнительного образования. Есть только то, что вызывает его настоящий, неподдельный интерес, душевный отклик, то, что позволяет ему сказать: я хочу, я могу. И очень хочется, чтобы источником вдохновения для наших детей были и оставались мы – учителя. Всем спасибо за работу. | |
| |
Просмотров: 284 | |
Всего комментариев: 0 | |