"Под парусом знаний плывет наш корабль" Б. Дуров
Традиционные уроки литературы в старшей школе перегружены количеством материала в ущерб полноте и глубине его осмысления школьниками. Так, например, в 10-11 классах дети должны изучить 80-90 прозаических произведений и около 70 лиро-эпических и лирических. А ведь тексты необходимо не только прочесть, но и осмыслить, проанализировать, сформировать свое читательское понимание авторской проблемы. Какой можно предложить выход из подобной ситуации? Существуют разные варианты решения этой проблемы. Мы предлагаем использование приема концептуализации в обучении, что подразумевает получение большого объема информации обучаемыми при неизменной продолжительности обучения без снижений требований к качеству знаний. СЛАЙД Целью является достижение личностных, метапредметных и предметных, результатов, определяемых ФГОС, путем использования концептуализации СЛАЙД Психологический словарь определяет это термин как процесс выведения понятий из наблюдений. СЛАЙД
Социологический словарь делает акцент на процессе создания концептуальной модели исследования. СЛАЙД С точки зрения лингвистики концептуализация – процесс познавательной деятельности человека, ориентированный на осмысление поступающей к нему информации и приводящий к образованию концептов в сознании человека. Таким образом, концепция - это определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления. Концепт - это часть концепции, одно понятие. А концепция определяет связь понятий. СЛАЙД Социологический словарь предлагает следующую логику создания концепции: Идея – интерпретация – концепт - концептуальная схема как система взаимосвязанных по определенным правилам понятий и концепций. Определить точный список концептов невозможно, но попытки их выявить и описать имеются. СЛАЙД Так, в словаре «Константы» Ю.С.Степанов выделил более 50 концептов. СЛАЙД Языковед, педагог-методист Лена Галеевна Саяхова в своей статье «Слово как концепт культуры» подчеркивает национальную специфику слова как концепта. Концептами национальной культуры становятся ключевые слова, обозначающие наиболее значимые для данного народа предметы и явления. СЛАЙД Д.С. Лихачев считает, что концепт не только подменяет собой значение слова, но «расширяет» значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, «дофантазирования» и для эмоциональной ауры слова. Является обобщением, за которым обнаруживается целая система мыслей, чувств, образов, ситуаций, возможных ассоциативных ходов. Работа с концептами, концептуализация соприродна уроку литературы, органична ему. Интерпретируя литературное произведение, ученики постигают концепты, то есть некие важные художественные смыслы. Мне как учителю – словеснику такое понимание концепта ближе всего. Покажем это на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». СЛАЙД В нем поэт подводит итог своему творческому пути. Он задумывается о смысле жизни, об особой миссии, которая дается каждому человеку с рождения. Стихотворение серьезное, входит в перечень произведений, предлагаемых для подготовки к итоговой аттестации. Ему посвящены учебные труды, множество литературоведческих статей, монографий. Материала много, но беда в том, что это чужой для ученика текст, чужие выкладки и открытия. Как сделать так, чтоб ученик смог пропустить стихотворение через себя, понять то самое сокровенное, что хотел донести автор? Рассмотрим первую строфу и отразим ее смысл одним словом.
Выделим ключевые слова, представляющие собой смысловые центры. У каждого возникают свои ассоциации. Памятник — сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов. Слово «нерукотворный» вызывает в памяти образ Христа – праздник третьего Спаса. Спас Нерукотворный – это памятный, прижизненный образ. Александрийский столп — это самая высокая в мире колонна. Пушкин сравнивает духовное и материальное, живую поэтическую думу и мертвый камень, действительно побеждая время и пространство. Основываясь на эти ассоциации, мы пришли к концепту ВЕЧНОСТЬ. СЛАЙДЫ Работая со второй строфой, мы получаем концепт бессмертие, с третьей - будущее, с четвертой – прошлое и с пятой – служение. СЛАЙД Вырисовывается вся концептуальная схема: служение высокому предназначению поэта, служение не ради славы, а во благо своего народа, позволяет обрести бессмертие, сделать шаг из прошлого в будущее, в вечность. ВЕЧНОСТЬ является ключевым концептом. Мы учим рассуждать, устанавливать связи между образами в тексте, находить концепт. Имея перед глазами такую схему, даже средний ученик сможет запомнить концептуальный смысл стихотворения в целом и развернуть его впоследствии в сочинении или другой творческой работе по литературе. Предлагаю в качестве иллюстрации приема концептуализации подробнее рассмотреть концепт ВЕЧНОСТЬ. СЛАЙД Используя прием ассоциативных полей, мы видим, что у каждого возникают свои ассоциации со словом ВЕЧНОСТЬ. Часто встречающиеся это: любовь, жизнь человечества, добро. СЛАЙД
Анализируя концепт ВЕЧНОСТЬ, мы, таким образом, подготовили часть аргументов для обсуждения тем, предлагаемых в итоговой аттестации по русскому языку и литературе. Углубляя наши представления о данном концепте, рассмотрим его другие стороны. СЛАЙД Значение слова Толковые словари Сергея Ивановича Ожегова и Дмитрия Николаевича Ушакова определяют значение слова следующим образом: (читаю) СЛАЙД
Этимологический словарь Николая Максимовича Шанского происхождение слова трактует так: Хотелось бы добавить, что в древнерусском языке слово известно с 11 столетия в форме векъ – жизнь, тысячелетие, время. СЛАЙД Системные связи концепта можно представить в качестве: Антонимов: миг, мгновение, конечность, момент… Синонимов: постоянство, бессрочность, бессмертие, нетленность… СЛАЙД Слово используется в различных стилях русского языка: Научный стиль, публицистический, обиходно-разговорный. В художественном подстиле языка художественной литературы. СЛАЙД Употребляется во фразеологизмах. Звучит в пословицах и поговорках. Находит свое отражение в афоризмах. Таким образом, данный вид работы соответствует той логике построения концепции, с которой ознакомились ранее. СЛАЙД Такая предварительная работа с концептом позволит использовать его в других предметных областях. Например, тот же концепт ВЕЧНОСТЬ может рассматриваться как элемент концептуальных схем при обсуждении темы СЛАЙД Круговорот воды в природе - естествознание для иллюстрации СЛАЙД закона отрицания отрицания Гегеля - обществознание СЛАЙД элемент понятия «бесконечность» в математике СЛАЙД на уроке истории, например, тот же концепт может быть рассмотрен в виде исторического процесса: прошлое, настоящее, будущее СЛАЙД Концептуализация близка многим предметным областям, но начинается всегда с работы над словом. Поэтому научить концептуализации мы можем, прежде всего, на уроках литературы. Основными результатами использования концептуализации как приема эффективного обучения являются следующие достижения: СЛАЙДЫ
1. К личностным достижениям учащихся можно отнести формирование духовной личности, нравственных чувств и поведения, целостного мировоззрения. Учащиеся развивают коммуникативный навык, реализуются в социуме, определяются в профессиональной деятельности. СЛАЙДЫ 2. Говоря о метапредметных результатах, замечу, что эта форма работы позволяет освоить понятия и универсальные учебные действия и использовать их в учебной, познавательной и социальной практике. В частности, создание концептуальной схемы формирует навык глубокого анализа ситуации, который необходим при подготовке и выступлениях в научно-практических конференциях. СЛАЙД 3.Осознание значимости чтения, умение анализировать и интерпретировать художественный текст, овладение возможными концепциями постижения смыслов –относится к предметным результатам. СЛАЙД Концептуальный анализ не просто приводит к раскрытию смысла произведения через основной образ и поле его значений, но и позволяет дать учащимся полное представление о сложных общечеловеческих универсалиях бытийного уровня, повышает интерес к учебному материалу, усиливает возможности личностного роста, самоопределения. | |
| |
Просмотров: 409 | |
Всего комментариев: 0 | |