ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ТОЧНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ САЙТА ИСПОЛЬЗУЙТЕ БРАУЗЕР INTERNET EXPLORER

"Под парусом знаний плывет наш корабль" Б. Дуров


«КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КАК ПРИЕМ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Традиционные уроки литературы в старшей школе перегружены количеством материала в ущерб полноте и глубине его осмысления школьниками. Так, например, в 10-11 классах дети должны изучить 80-90 прозаических произведений  и около 70 лиро-эпических и  лирических.  А ведь тексты необходимо не только прочесть, но и осмыслить, проанализировать, сформировать свое читательское понимание авторской проблемы. 

Какой можно предложить выход из подобной ситуации? Существуют разные варианты решения этой проблемы. Мы предлагаем использование приема концептуализации в обучении, что подразумевает получение большого объема информации обучаемыми при неизменной продолжительности обучения без снижений требований к качеству знаний.        СЛАЙД

Целью является достижение личностных, метапредметных и предметных, результатов, определяемых ФГОС, путем использования концептуализации    СЛАЙД

Психологический словарь определяет это термин как процесс выведения понятий из наблюдений.               СЛАЙД

 

Социологический словарь делает акцент на процессе создания концептуальной модели исследования.                      СЛАЙД

С точки зрения лингвистики концептуализация – процесс познавательной деятельности человека, ориентированный на осмысление поступающей к нему информации и приводящий к образованию концептов в сознании человека.

Таким образом, концепция - это определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления. Концепт - это часть концепции, одно понятие. А концепция определяет  связь понятий.                         СЛАЙД

Социологический словарь предлагает следующую логику создания концепции: Идея – интерпретация – концепт - концептуальная схема как система взаимосвязанных по определенным правилам понятий  и концепций.

Статья Сергея Алексеевича Аскольдова “Концепт и слово” лежит у истоков “концептуально-культурологического направления” в современной гуманитарной науке.

Определить точный список концептов невозможно, но попытки их выявить и описать имеются.    СЛАЙД     Так, в словаре «Константы» Ю.С.Степанов выделил более 50 концептов.                  СЛАЙД

Языковед, педагог-методист Лена Галеевна Саяхова в своей статье «Слово как концепт культуры» подчеркивает национальную специфику слова как концепта. Концептами национальной культуры становятся ключевые слова, обозначающие наиболее значимые для данного народа предметы и явления.          

СЛАЙД   Д.С.  Лихачев считает, что концепт не только подменяет собой значение слова, но «расширяет» значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, «дофантазирования» и для эмоциональной ауры слова. Является обобщением, за которым обнаруживается целая система мыслей, чувств, образов, ситуаций, возможных ассоциативных ходов. Работа с концептами, концептуализация соприродна уроку литературы, органична ему. Интерпретируя литературное произведение, ученики постигают концепты, то есть некие важные художественные смыслы. Мне как учителю – словеснику такое понимание концепта ближе всего.                                    

Покажем это на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».           СЛАЙД

В нем поэт подводит итог своему творческому пути. Он задумывается о смысле жизни, об особой миссии, которая дается каждому человеку с рождения. Стихотворение серьезное, входит в перечень произведений, предлагаемых для подготовки к итоговой аттестации. Ему посвящены учебные труды, множество литературоведческих статей, монографий. Материала много, но беда в том, что это чужой для ученика текст, чужие выкладки и открытия. Как сделать так, чтоб ученик смог пропустить стихотворение через себя, понять то самое сокровенное, что хотел донести автор?

Рассмотрим первую строфу и отразим ее смысл одним словом.

 

Выделим ключевые слова, представляющие собой смысловые центры. У каждого возникают свои ассоциации. Памятник сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов. Слово «нерукотворный» вызывает в памяти образ Христа – праздник третьего Спаса. Спас Нерукотворный – это памятный, прижизненный образ. Александрийский столп это самая высокая в мире колонна. Пушкин сравнивает духовное и материальное, живую поэтическую думу и мертвый камень, действительно побеждая время и пространство. Основываясь на эти ассоциации, мы пришли к концепту ВЕЧНОСТЬ.

СЛАЙДЫ

Работая со второй строфой, мы получаем концепт бессмертие, с третьей - будущее, с четвертой – прошлое и с пятой – служение.

СЛАЙД

Вырисовывается вся концептуальная схема: служение высокому предназначению поэта, служение не ради славы, а во благо своего народа, позволяет обрести бессмертие, сделать шаг из прошлого в будущее, в вечность. ВЕЧНОСТЬ является ключевым концептом.

Мы учим рассуждать, устанавливать связи между образами в тексте, находить концепт. Имея перед глазами такую схему, даже средний ученик сможет запомнить концептуальный смысл стихотворения в целом и развернуть его впоследствии в сочинении или другой творческой работе по литературе.

Предлагаю в качестве иллюстрации приема концептуализации подробнее рассмотреть концепт ВЕЧНОСТЬ.            СЛАЙД

      Используя прием ассоциативных полей, мы видим, что у каждого возникают свои ассоциации со словом ВЕЧНОСТЬ. Часто встречающиеся это: любовь, жизнь человечества, добро.                               СЛАЙД

  1. Любовь: материнская любовь, любовь к Отечеству, любовь как особое чувство                                           СЛАЙД
  2. Жизнь как бытие, жизнь духовная          СЛАЙД
  3. Добро         

       Анализируя концепт ВЕЧНОСТЬ, мы, таким образом,  подготовили часть аргументов для обсуждения тем, предлагаемых в итоговой аттестации по русскому языку и литературе. Углубляя наши представления о данном концепте, рассмотрим его другие стороны.                                 СЛАЙД

Значение слова

Толковые словари Сергея Ивановича Ожегова и  Дмитрия Николаевича Ушакова определяют значение слова следующим образом: (читаю)

СЛАЙД

 

Этимологический словарь Николая Максимовича Шанского происхождение слова трактует так:

Хотелось бы добавить, что в древнерусском  языке  слово известно с 11 столетия  в форме векъ – жизнь, тысячелетие, время.              СЛАЙД

Системные связи концепта можно представить в качестве:

Антонимов: миг, мгновение, конечность, момент…

Синонимов: постоянство, бессрочность, бессмертие, нетленность…                                  

                                                               СЛАЙД

Слово используется в различных стилях русского языка:

Научный стиль, публицистический, обиходно-разговорный.

В художественном подстиле языка художественной литературы.

СЛАЙД

Употребляется во фразеологизмах.

Звучит в пословицах и поговорках.

Находит свое отражение в афоризмах.

Таким образом, данный вид работы соответствует той логике построения концепции, с которой ознакомились ранее.    СЛАЙД  

Такая предварительная работа с концептом позволит использовать его в других предметных областях.  Например, тот же концепт ВЕЧНОСТЬ может рассматриваться как элемент концептуальных схем при обсуждении темы                                         СЛАЙД             Круговорот  воды в природе    -   естествознание

для иллюстрации  СЛАЙД   закона отрицания  отрицания  Гегеля - обществознание

СЛАЙД          элемент понятия «бесконечность» в математике 

СЛАЙД    на уроке  истории, например, тот же концепт может быть рассмотрен  в виде исторического процесса: прошлое, настоящее, будущее    СЛАЙД

Концептуализация близка многим предметным областям, но начинается всегда с работы над словом. Поэтому научить концептуализации мы можем, прежде всего, на  уроках литературы.

Основными результатами использования концептуализации как приема эффективного обучения  являются следующие достижения:

СЛАЙДЫ

 

1. К личностным достижениям учащихся можно отнести  формирование духовной личности, нравственных чувств и поведения, целостного мировоззрения. Учащиеся развивают коммуникативный навык, реализуются в социуме, определяются в профессиональной деятельности.                СЛАЙДЫ

2. Говоря о метапредметных результатах, замечу, что эта форма работы позволяет освоить понятия и универсальные учебные действия и использовать их в учебной, познавательной и социальной практике. В частности, создание концептуальной схемы формирует навык глубокого анализа ситуации, который необходим при подготовке и выступлениях в научно-практических конференциях.        СЛАЙД

3.Осознание значимости чтения, умение анализировать и интерпретировать художественный текст, овладение возможными концепциями постижения смыслов –относится к  предметным результатам.                                  СЛАЙД

       Концептуальный анализ не просто приводит к раскрытию смысла произведения через основной образ и поле его значений, но и позволяет дать учащимся полное представление о сложных общечеловеческих универсалиях бытийного уровня, повышает интерес к учебному материалу, усиливает возможности личностного роста, самоопределения.

Презентация

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (23.01.2019)
Просмотров: 339 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar