"Под парусом знаний плывет наш корабль" Б. Дуров
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.СУБХАНКУЛОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Выступление на педагогическом совете школы «Критерии оценивания детей с ОВЗ» Бакиева Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы 2016 г. Важнейшим компонентом содержания образования в сфере ФГОС, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные умения и стоящие за ними компетенции. При оценке метапредметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Эти особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса, в том числе и в систему оценивания, поэтому вопросы формирования и оценки УУД являются для учителей наиболее сложными. Оценивание деятельности обучающихся является важным элементом педагогического процесса, а оценка – мощным педагогическим средством, выполняющим ту или иную задачу педагога. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: -умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; -умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; -поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценивания делится на: Рейтинговая - сравнение достижений учащегося с достижениями других учеников данного класса путем подсчета баллов за выполненные учеником виды деятельности. Дескриптивная (описательная) – сравнение результатов, достигнутых школьником, с его прошлыми успехами с помощью развернутой вербальной характеристики, в которой подчеркиваются достижения ученика. Аналоговая – папка достижений – слежение за успехами учащихся осуществляется путем накопления его лучших работ (сочинений, рефератов, выполнений разнообразных упражнений, альбомов и т. д.) Если традиционной системе оценивания были свойственны малая информативность, грубость шкалы, произвольность норм и критериев, их закрытость, то инновационным системам оценивания деятельности обучающегося при личностно - ориентированном обучении предъявляются следующие требования: -ориентация на успех -поощрение, а не наказание -фиксация сильных сторон -накопительная оценка -становление самооценки -поддержка инновационных процессов В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. При Характеристики качества знаний взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. № п/п Уровни учебных достижений учащихся Уровни усвоения учебного материала 1 Низкий (рецептивный) Узнавание 2 Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный) Неосознанное воспроизведение 3 Средний (репродуктивно-продуктивный) Воспроизведение на уровне понимания 4 Высокий (продуктивный, творческий) Применение знаний в знакомой ситуации Уровни учебных достижений применимы к среднестатистическим обучающимся. А как оценивать слабоуспевающих детей, к которым относятся дети, испытывающие трудности в обучении. В основном, это обучающиеся с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, которые должны заниматься по адаптированной программе 7 вида. В нашей школе их около 40 детей со справками и еще столько же без них. Прежде всего, замечу, что детей какого-либо вида не бывает, все категории детей с нарушениями в развитии – дети человеческие, однако имеющие особые образовательные потребности, которые учреждение, где они обучаются, обязано удовлетворять. Ученики VII вида имеют нормальный интеллект, но в результате задержки психического развития испытывают постоянные трудности в обучении. По отношению к учащимся 9 в класса, которые в полном составе имеют справки ПМПК, можно и нужно использовать адаптированную программу, разработанную специально для всего классного коллектива по различным учебным предметам. А что делать с другими, которые «внедрены» в общие классы? В целом оценка достижения такими обучающимися предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. На сегодняшний день нет нормативных документов, регламентирующих критерии оценивания ЗУН учащихся 7 вида. Поэтому за основу я взяла методическое письмо Министерства просвещения РСФСР «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ», а также рекомендации кандидата психологических наук, профессора Ирины Магомедовны Бгажноковой. Наряду с критериями оценки возникает вопрос и о том, какой объем реализуемых знаний считать удовлетворительным. Какой показатель наиболее соответствует адекватной оценке сформированных знаний у детей 7 вида? И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, посвященные особенностям усвоения различных предметов данными учащимися, рекомендует следующую систему оценивания: Оценка % выполнения заданий удовлетворительно 35 – 50% хорошо 50 – 65% очень хорошо свыше 65% Как правило, по характеристике выполнения разнообразных заданий по тому или иному предмету авторы исследований описывают 4 группы учащихся: 1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. 2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются. 3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам. 4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки. Соответственно названным группам, около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимально необходимый (сниженный) уровень, а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
| |
| |
Просмотров: 209 | |
Всего комментариев: 0 | |