"Под парусом знаний плывет наш корабль" Б. Дуров
Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. В Федеральном государственном стандарте подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Отсюда и возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы каждый раз убеждаемся, применяя ИКТ. Я не буду говорить обо всех формах применения данных технологий, мы их знаем и по необходимости применяем, остановлюсь лишь на новом средстве интернет-технологий – это образовательный веб-квест. Веб-квест - это блог c проблемно-поисковыми заданиями, включающими элементы ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Прохождение веб – квеста определено несколькими уровнями, построенными по принципу усложнения задач, форм работы и представления результатов. Задания последующих уровней появляются не сразу, а после выполнения учащимися заданий предыдущего уровня. Это постепенное заполнение блога помогает сделать игру интересной, непредсказуемой, «живой». Предлагаю вам познакомиться с веб-квестом, который был создан мною совместно с учителем математики. Предназанчен для дистанционного выполнения. Основан он на материале Н.В.Гоголя «Мертвые души». Называется «В гостях у помещиков». mertvie-dushi.ucoz.com (главная страница) На первом уровне учащимся предлагается разбиться на 4 группы: кулинары, психологи, дизайнеры, экономисты. Каждая из групп будет работать с текстом поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», собирая из него соответствующие цитаты для каждой группы. На данном уровне учащимся достаточно уметь выходить в Интернет, для того чтобы посетить блог учителя с заданиями. Чтобы работать с текстом поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», учащиеся должны уметь редактировать и форматировать текстовый документ. После этого каждая группа сдает отчет в он-лайн режиме. (просмотр 1 уровня) Второй уровень является более сложным. Во-первых, учащимся предлагается 5 ролей: шеф-повар, искусствовед, киновед, литературный критик, театральный критик (то есть в каждой группе участников будет меньше), во – вторых, чтобы выполнить задания в полном объеме, учащиеся должны изучить сводные отчеты групп предыдущего уровня по своему направлению. В – третьих, данный этап предполагает поиск информации в сети Интернет на различных сайтах, сравнительный анализ. Сами задания выходят далеко за пределы текста поэмы: критика о поэме, театральные постановки поэмы в современности, экранизация поэмы, художники – иллюстраторы поэмы, кулинарные рецепты «от Гоголя» и т.д. С технической точки зрения выполнение этого задания также усложняется: учащиеся должны создать аккаунт, электронную почту, Документы в Google и представить свой отчет в виде созданной мультимедийной презентации, опубликованной в Документах Google. (просмотр 2 уровня) Самым сложным является прохождение третьего уровня квеста. На этом этапе учащимся предстоит разбиться уже на 6 групп, выбрав для представления одного из помещиков поэмы или самого главного героя, Чичикова. Выполнение задания невозможно без изучения, синтеза и анализа всех предыдущих отчетов групп. Учащимся необходимо также разработать концепцию и дизайн сайта, на котором будет представлен их персонаж. (просмотр 3 уровня) На заключительном этапе каждого уровня на уроке литературы происходят публичные выступления групп, защита работ. Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. (показ критериев) И в заключении учащимся предлагается провести рефлексию, ответив на следующие вопросы: - Что нового и интересного ты узнал, работая над первым, вторым, третьим уровнем веб – квеста? - Какие трудности возникли у тебя в работе? - Понравилось ли тебе работать в команде? - Почему ты выбрал эту роль? - Оцени работу своей команды. - Оцени свой личный вклад в работе группы. Нынешнее поколение учеников, идёт в ногу с непрерывно развивающимися технологиями и, порой, знает больше, чем предполагает учитель. Заинтересовать детей, которые ориентируются в кибер-пространстве лучше, чем в собственном городе, которые общаются он - лайн с людьми из разных уголков мира и могут добыть любую информацию, является основной задачей современного учителя. Интеграция интернет – технологий, их использование в проектной деятельности не только позволяет учителю продемонстрировать свою компетентность, но и помогут вовлекать современного ученика в не менее современный процесс обучения, который более не ограничивается схемой учитель-учебник-ученик. в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Выполняя квест-проект, школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной. И как гласит китайская мудрость: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь» Пошаговая инструкция Шаг 1: определите тему. Шаг 2: выберите сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста. Для начинающих можно использовать презентацию в формате Power Point на своей страничке сайта. Шаг 3: придумайте задания. Выберите форму, в которой ученики получат задание: Презентация (напр. программа PowerPoint – расширение .ppt). В виде текста (напр. программа Word – расширение .doc). Визуальный материал. (Набор картинок, фотографий и т.д. в виде архива – расширение .zip, .rar). Шаг 4: продумайте систему оценивания. Шаг 5: подберите источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов. Шаг 6: разместите веб-квест на сайте. | |
| |
Просмотров: 220 | |
Всего комментариев: 0 | |